Социально-психологическое тестирование

 

Официальный сайт ГБПОУ
"Чебаркульский профессиональный техникум"

 

 

Директор: Затоковенко Лариса Николаевна
Адрес: г.Чебаркуль, ул. Электростальская, д. 5.
Телефон: 8 (35168) 2-29-55
Электронная почта: chpt.74@mail.ru 

Социально-психологическое тестирование

 

 

 

Письмо Министерства просвещения РФ от 10 октября 2018 г. N 07-738 "О раннем выявлении незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ у обучающихся"

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее соответственно - методические рекомендации, НС и ПВ), разработаны в целях организации системной деятельности образовательных организаций общего и среднего профессионального образования (далее - образовательная организация), направленной на профилактику вовлечения обучающихся в наркопотребление.

Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», подпункта 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подпункта 15.1 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В данных рекомендациях изложена последовательность и характеристика основных профилактических мероприятий, рекомендованных к реализации в образовательной организации перед проведением социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ среди обучающихся.

 Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые «случайные пробы» наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель.

При этом большинство подростков совершают «первую пробу» «из любопытства и/или за компанию», «для того, чтобы испытать новые ощущения», а также «потому, что «это модно» и они не хотят «отличаться от одноклассников».

Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления НС и ПВ проводятся во всех образовательных организаций Российской Федерации с 2014/15 учебного года в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Они включают: социально-психологическое тестирование;

профилактический медицинский осмотр.

Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Основными задачами социально-психологического тестирования являются:

выявление у обучающихся психологических «факторов риска» с целью их последующей психологической коррекции;

организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и ПВ;

формирование контингента обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.

Опыт проведения социально-психологического тестирования свидетельствует о том, что высокие показатели охвата обучающихся профилактическими мероприятиями достигают образовательные организации в которых при проведении информационно-мотивационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) используются принципы «командной работы»:

Начинать информационно-мотивационную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) необходимо с разъяснения основных принципов проведения социально-психологического тестирования:

принципа добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;

принципа конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;

принципа ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;

принципа помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу.

Социально-психологическое тестирование - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические «факторы риска» возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической «устойчивости» личности.

При проведении информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) обучающихся необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на том, что социально-психологическое тестирование не выявляет факта незаконного потребления НС и ПВ.

Кроме того, обязательным при проведении информационно-разъяснительной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) является разъяснение положений о том, что результаты социально-психологического тестирования:

не являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза);

могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;

позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности;

обобщенные (не персональные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.

Во избежание страхов и в целях обеспечения психологической безопасности процедуры социально-психологического тестирования в заключении информационно-мотивационной беседы полезно повторно подчеркивать принципы социально-психологического тестирования: добровольность, конфиденциальность, ненаказуемость, оказание помощи.

 

 

 

Информационно-методические материалы

по вопросу организации и проведения СПТ

 

I. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по проведению социально-психологического тестирования обучающихся

 

В целях создания условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, а также раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в компетенцию образовательных организаций с 2014 года включено социально-психологическое тестирование обучающихся[1].

Социально-психологическое тестирование (далее – тестирование) проводится в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования», Приказом Минобрнауки России от 14.02.2018 № 104 «О внесении изменений в Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658».

Тестирование направлено выявление латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста).

Минобрнауки России (письмо №ВК-1116/07 от 6 апреля 2017 года) обращает внимание на необходимость максимального охвата тестированием образовательных организаций. В соответствии с пунктом 1 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования. С учетом данной законодательной нормы тестированию подлежат обучающиеся образовательных организаций вышеупомянутых типов.

В связи с использованием единой методики (во исполнение протокола ГАК №39 от 24 декабря 2018 г.; в соответствии с письмом Министерства Просвещения Российской Федерации № 07-4416 ДСП от 03.07.2019г.) направленной на выявление латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста)  и рекомендованой Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, в процедуре тестирования примут обучающиеся с 13 по 18 лет включительно.

 

1.               Подготовительный этап

Тестирование осуществляется в соответствии с приказом руководителя образовательной организации (п.2.6, приложение 1 к приказу Департамента образования области от 27.09.18 № 2304).

Для проведения тестирования руководитель образовательной организации:

·                 обеспечивает участие в тестировании обучающихся в соответствии  с календарным  планом;

·                 утверждает состав комиссии по проведению тестирования из числа заместителей руководителя, педагога-психолога, социального  педагога,  классных руководителей/кураторов групп; члены комиссии организуют информационно-разъяснительную работу с обучающимися и родителями по проведению тестирования, информируют о целях и процедуре тестирования;

·                 создает необходимые условия для проведения тестирования;

·                 организует получение от обучающихся, достигших 15-летнего  возраста, информированных согласий в письменной форме на участие в тестировании. Тестирование обучающихся, не достигших возраста 15 лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей (законных представителей). В случае отказа обучающимся / родителям (законным представителям) предлагается указать причину;

·                 организует информационно-разъяснительную работу с обучающимися и родителями по проведению тестирования, информируют о целях и процедуре тестирования

·                 утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей (законных  представителей) информированных согласий на участие в тестировании;

·                 с целью обеспечения конфиденциальности каждому обучающемуся   присваивается индивидуальный код согласно списку (рекомендации по кодированию будут направлены дополнительно);

·                 обеспечивает участие в тестировании обучающихся в соответствии  с календарным  планом.

 

2.               Основной этап тестирования

Тестирование проводится бланковым методом.

Тестирование не выявляет учащихся, употребляющих наркотики, носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать подростков и молодежь от первых «экспериментов» с наркотиками, своевременно принять необходимые профилактические меры, а также способствовать проектированию более эффективного процесса обучения, воспитания и социализации в образовательных организациях.

Тестирование является добровольным и конфиденциальным:

- Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее - информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя;

- Для проведения социально-психологического тестирования образовательная организация использует персональные данные обучающегося (класс, возраст, пол, индивидуальные показатели результатов тестирования), осуществляет их хранение и уничтожение.

(!) Конфиденциальность социально-психологического тестирования не может быть раскрыта; результаты предоставляются в обезличенной форме с приведением обобщенных данных по возрастной группе и образовательному учреждению.

Время проведения занятия: 45 – 60 минут

Проведение тестирования:

·       Перед началом тестирования педагог-психолог (социальный педагог, классный руководитель/куратор группы) проводит инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информирует об условиях тестирования и его продолжительности;

·       Перед началом тестирования каждый обучающийся получает от психолога (социального педагога, классного руководителя/куратора группы) персональный  код, который пишется на бланке;

·       Во время тестирования в каждой аудитории присутствует член комиссии; допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей);

·       С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, перемещение по аудитории. Каждый обучающийся имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена комиссии.

 

3. Результаты тестирования

Руководитель образовательной организации в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление муниципальному ответственному за СПТ информации по итогам участия обучающихся в тестировании по установленной форме.

Руководитель образовательной организации обеспечивает в течение года хранение  информированных согласий и данных о персональных кодах обучающихся в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

Обучающиеся, достигшие 15 лет, родители (законные представители) обучающихся,  не достигших 15 лет,  могут получить индивидуальные  результаты, сделав запрос в областную комиссию по социально-психологическому тестированию.

Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Для этого родители могут сделать запрос в муниципальный орган образования ответственному лицу по социально-психологическому тестированию обучающихся.

Дети старше 15 лет могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом или психологом БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, чтобы разработать индивидуальный профилактический  маршрут.

 

 

 

Памятка  для родителей

О социально-психологическом тестировании в образовательных организациях

 

Уважаемые родители!

 

Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ-психоактивные вещества).

Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, в институте, во дворе и на дискотеке, в сети Интернет. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость. 

Социально-психологическое тестирование (далее – СПТ) носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотиками.

СПТ не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать  (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ.

Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.

Акцентируем Ваше внимание,  что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:

u    в СПТ принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).   Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;

u    личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации;  соблюдать конфиденциальность при хранении и использовании результатов тестирования обязаны органы исполнительной власти.

Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети, старше 15 лет, могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом или психологом Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут.

 

Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.

 

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Да – если Вы понимаете значимость этой проблемы и необходимость активных действий в этой ситуации.

Вы можете сами проявить инициативу – предложите ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования!

Не стесняйтесь этого – любая профилактика в ваших интересах!

Помните: чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой. Проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ !

 

            Сегодня алкоголь и наркотики стали частью молодежной среды. Это реальность, в которой живут наши дети. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности, просто запретив употреблять наркотики, посещать дискотеки и гулять в определенных местах.

 

                                   КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?

 

Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.

 

O 
Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.

O  Умейте слушать. Поймите,  чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.

 Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.

O  Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.

O  Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников,  предлагающих наркотики.

O  Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.

O  Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.

 

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

 

O  Бледность кожи

O  Расширенные или суженные зрачки

O  Покрасневшие или мутные глаза

O  Замедленная речь

O  Плохая координация движений

O  Следы от уколов

O  Свернутые в трубочку бумажки

O  Шприцы, маленькие ложечки, капсулы. Бутылочки

O  Нарастающее безразличие

O  Уходы из дома и прогулы в школе

O  Ухудшение памяти

O  Невозможность сосредоточиться

O  Частая и резкая смена настроения

O  Нарастающая скрытность и лживость

O  Неряшливость

 

Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ

ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ?

 

1.     Не отрицайте Ваши подозрения.

2.     Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.

3.     Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.

4.     Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.

5.     Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.

6.     Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

7.     Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.

 



 

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения