Методические рекомендации и памятки

 

Официальный сайт ГБПОУ
"Чебаркульский профессиональный техникум"

 

 

Директор: Затоковенко Лариса Николаевна
Адрес: г.Чебаркуль, ул. Электростальская, д. 5.
Телефон: 8 (35168) 2-29-55
Электронная почта: chpt.74@mail.ru 

Методические рекомендации и памятки

 

 

Методические рекомендации

в помощь классному руководителю

 

Предисловие

Классный руководитель – одно из важнейших звеньев в работе техникума во внеурочное время. Кто как не классный руководитель лучше знает студентов своей группы, кто как не он чаще общается с родителями своих обучающихся. К нему чаще всего обращаются за помощью, за советом преподаватели-коллеги, работающие в его группе.

В тоже время классный руководитель может стать, а зачастую так и есть, лидером студенческого коллектива, старшим другом. Но для этого надо много работать как с обучающимися, так и над собой. Студенты не любят фальши, заигрывания, безразличия, давления, превосходства. Ваше превосходство должно стать разумным и рациональным. Вы старше, а значит опытнее, вы преподаватель, а значит профессионал, специалист своего дела. Проявите свою креативность, творчество, предложите принять участие ребятам своей группы в планировании и организации мероприятий. И не забудьте, что Вы тоже должны быть активным участником всех задумок группы! Тогда Вам поверят, с Вами будут советоваться.

Формирование в студенте субъекта происходит не в процессе какого-либо особого воспитательного действия, а под влиянием определённых ситуаций, когда он (студент) может самостоятельно принять решение, осознавая меру ответственности. Вручая обучающемуся способность взаимодействовать с окружающим социумом, проживая и сопереживая вместе с ним, выявляя в разговоре о студентом осознание происходящего, классный руководитель помогает проявлению личностной свободы студента в освоении им своей главной социальной роли – человек.

В процессе воспитания осознанность должна стать на уровень личностного смысла, принятие личной значимости того, что он делает. Легче всего ответить на вопросы студента «что делать?» и «почему это надо делать?». Очень важно, когда ребёнок сам ставит вопрос «Зачем мне это надо делать?», сам ищет ответ на него. «Неважно, что именно ты делаешь, важно, чтобы всё, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нём осталась частица тебя самого» (Р.Брэдбери).

 

Психологическое сопровождение воспитательного процесса

Сопровождение – определённая идеология работы. В словаре русского языка записано: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Сопровождение студента по его жизненному пути – это движение рядом, вместе, чуть впереди, если надо помочь. Психологическое сопровождение – это работа с обучающимся как с субъектом, его мышлением, установками, самооценкой, притязанием, мотивацией и т. д. Почему это важно в воспитательном процессе? Мы не можем изменить внутренний мир студента без его воли, да и не имеем права. Педагог-психолог не воздействует на студента, а взаимодействует с ним, организовывает сотрудничество. Происходит самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Студенческая жизнь для ученика – это бурный поток событий, система различных отношений: сверстники и студент другого возраста, педагоги, родители. Обучающийся оказывается перед разнообразием выборов: как учиться, как строить свои отношения с преподавателями, как общаться со сверстниками, как относиться к требованиям и т. д. И здесь важна помощь окружающих его взрослых. Сопровождение  психолога техникума – это «система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях взаимодействия внутри техникума» (Битянова М.Р.).

Принцип сопровождения – это и возможность студентами самостоятельных личностных выборов. Задача педагога-психолога – создать условия, где обучающийся смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, пути самореализации и самоутверждения. Показать альтернативные пути и научит ими пользоваться – смысл психологического сопровождения. А право выбора, принятия – за студентом.

В работе классного руководителя педагог-психолог оказывает помощь и психологическую поддержку в работе с обучающимися и их родителями: индивидуальные и групповые консультации студентов и родителей, разработка тематических классных часов и родительских собраний.

В приложении указана примерная тематика классных часов, родительских собраний, программа изучения учебных групп.

 

Социализация личности учащегося во взаимодействии семьи и техникума

Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращение его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных студенческих представлений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

- Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.

- Окружающая среда также может воздействовать на личность студента.

- Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

- Важным элементом формирования личности является культура.

Стереотипы поведения формируются через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (в семье, этносе).

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, в детском саду, техникуме, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Одним из основных институтов социализации личности является семья, от согласованности их педагогической деятельности зависит качество подготовки молодых граждан нашего общества к будущей самостоятельной жизни.

По определению Н.Я.Соловьёва, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Важными функциям семьи являются:

- воспитательная – удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьёй, обеспечивает социализацию подрастающего поколения

- хозяйственная – удовлетворение материальных потребностей семьи. Семья обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.

- эмоциональная – удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической помощи. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

- духовная – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

- социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи (дети, старики, инвалиды) социально-эротическая.

Под воздействуем социально-экономической ситуации в стране произошли изменения в иерархии и содержании функций семьи: хозяйственная функция семьи вышла на первый план, опередив функцию воспитания.

Это в одинаковой мере относится ко всем семьям независимо от доходов. Дети уже перестают играть в жизни семьи главную роль. Для родителей улучшение материального положения становится самоцелью, даже во вред воспитанию детей.

Конечно, педагоги  техникума не могут искоренить все причины, которые обуславливают уклонение родителей от воспитания обучающихся. Но надо попробовать переубедить их в том, что они нужны своим детям, что дети хотят видеть в своих родителях, прежде всего старшего товарища, которые способны понять и поддержать в тяжелую минуту.

Роль педагогов заключается в том, чтобы показать негативные последствия отчуждения детей и родителей, убедить, что любые воспитательные действия обречены на неудачу, если родителей и детей не связывают общие хлопоты, если детей не слышат и не понимают, не уважают и не любят.

Главное направление работы с родителями - формирование у них новой этики взаимоотношений с детьми - этики партнерства и сотрудничества. Родительские запреты практически неконтролируемы в течении дня и успех воспитания зависит только от глубины контакта родителей и детей. Роль родителей сводится к формированию у детей способности к самоконтролю. Внутренней дисциплины, ответственности за свои эмоции и поступки.

Главное в работе с родителями - воспитывать у них потребность в педагогической информации, для этого необходимо сформировать у родителей наиболее полный образ своего ребенка.

Современные родители слабо информированы об особенностях их жизнедеятельности своих детей в техникуме, о требованиях, которые предъявляются к ребенку, как к студенту. Они хотели бы ознакомиться с учебными программами. Критериями оценки знаний студентов по всем предметам. Значит, на родительских собраниях, конференциях, семинарах и других занятиях предметом обсуждения должны стать проблемы организации учебно-воспитательного процесса.

 

Оптимизация процесса взаимодействия семьи и техникума

•равноправное сотрудничество взрослых и детей, направленное на их совместное личностное развитие;

•гуманизация и демократизация отношений всех субъектов педагогического взаимодействия педагогов, студентов, родителей.

•преобладание индивидуальных форм работы с каждой конкретной семьей, а именно оказание адекватной поддержки и помощи родителям в их усилиях справиться с педагогическими проблемами, которые у них возникают;

•преодоление центризма техникума в воспитании обучающихся через включение студентов и их родителей в организацию учебной и внеучебной деятельности техникума;

•расширение сферы сотрудничества семьи и техникума в направлении создания условий для активного участия самих детей в развитии собственных способностей и возможностей.

 

Схема сотрудничества с семьёй

 

Диагностика

Социально-правовая защита

Социально-психологическая помощь

Формирование воспитательного потенциала семьи

Совместная досуговая деятельность

Тестирование

Анкетирование

Наблюдение

Беседы

Изучение документов

Опрос

Консультирование специалистом

Взаимодействие с общественными и государственными организациями

Коррекционная работа со специалистами

Специализированные услуги

Телефон доверия

Консультации

Тренинги для родителей

Семинар

Лекции-просвещение

Дискуссии

Обмен опытом

Деловая игра

День матери

День гения

Турниры

Вечера семейные

Ярмарка солидарности

 

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Родительское собрание одна из основных форм работы с родителями. Собрания не должны сводиться к монологу преподавателя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и техникума к воспитанию студентов - Формы организации занятий разнообразны; лекции, конференции, беседы, практикумы, деловые игры и г. д.

Тематическая конференция - обмен опытом воспитания обучающихся. Алгоритм проведения - раз в год. Требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие всех участников педагогического процесса.

Открытые уроки, дни открытых дверей, родительская суббота - ознакомление родителей с методикой преподавания, требованиями преподавателя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием, непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной ПОО СПО.

Посещение семей - эффективная форма работы педагога с родителями. При посещении семьи педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о жизнедеятельности ребенка в техникуме.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие вечера родители приглашаются с учетом возрастных особенностей студентов (например, папы подростков, мамы студентов 1 курсов).

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Консультация - оперативная форма общения педагога и родителей (индивидуальная или групповая). Групповые консультации проводятся при наличии одной воспитательной проблемы у нескольких родителей или с целью профилактики ее возникновения. Индивидуальные консультации обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще они касаются возникшей проблемы, конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными.

 

Некоторые ошибки педагогов в работе с родителями

1.Отношение к родителям как к объектам воспитания, что проявляется в поучительном тоне учителя: "Родители обязаны...", "В обязанности родителей входит ...". Неумение налаживать деловые и личные контакты и вести диалог на равных.

2. Педагог старается дать родителям как можно больше научных знаний, в то время, как родителей больше интересуют конкретные ответы на вопросы

3. Нежелание преподавателей, студентов и родителей понять друг друга.

 

Приложение 1.

Примерная тематика классных часов.

 

1.            Научить нельзя – можно только научиться.

2.            Старые и молодые: конфликт или сотрудничество поколений?

3.            Культура техникума – в чём наша неповторимость.

4.            Легко ли быть студентом?

5.            Можно ли управлять вниманием?

6.            Отчего зависит авторитет преподавателя.

7.            Студент и преподаватель: взаимопонимание - взаимодействие – сотрудничество.

8.            Дисциплина мышления.

9.            Что такое ум и как его развивать.

10.          Правосознание студентов.

11.          Молодёжь – надежда планеты.

12.          О друзьях и дружбе.

13.          Разговор о любви.

14.          Гражданином быть обязан…

 

Приложение 2

 

Программа изучения студенческого коллектива

1.Состав группы.

а) возрастной состав;

б) познавательный уровень развития студента;

в) работоспособность и успеваемость;

г) общественное лицо группы, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.

2. Сплоченность группы.

а) есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как студенты относятся друг к другу, как они относятся к делам группы;

б) любят ли вместе проводить время в техникуме и вне его, вместе развлекаться или совместно учиться;

в) дружат ли мальчики и девочки;

г) нет ли в группе круговой поруки;

д) переживают ли обучающиеся удачи и неудачи своей группы, болеют ли за свой коллектив.

3.Организованность группы.

а) умеют ли обучающиеся сами организоваться для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять;

б) умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга;

в) подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц.

4. Общественное мнение в группе.

а) какие поступки своих однокурсников студенты одобряют, какие - осуждают;

б) как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение;

в) есть ли расхождения между тем, что говорят, и тем, что делают.

5. Характер связей в коллективе.

а) что связывает студентов: общее место жительства, место за партой, интересы и другое;

б) где дружат обучающиеся (только в техникуме или и вне его);

в) внимательны ли они друг к другу; стараются ли помочь, в чем выражается эта помощь;

г) предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть у них недостатки;

д) как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.

6.Актив группы.

а) состав актива;

б) имеет ли актив авторитет;

в) выполняют ли его распоряжения;

г) есть ли обучающиеся, постоянно находящиеся в активе.

7.Связь коллектива  группы с  коллективом техникума.

а) знают ли в группе о том, что происходит в техникуме в целом и в других группах;

б) выполняются ли поручения техникума;

в) как участвует группа в мероприятиях техникума.

8. Мероприятия по дальнейшему сплочению коллектива группы.

а) какие педагогические мероприятия следует провести в группе в целях сплочения и организации коллектива группы;

б) как использовать коллектив группы для воспитательного воздействия на отдельных обучающихся.

 

Приложение 3

Примерная тематика родительских собраний

 

1.            Студенты: их интересы и досуг – что мы об этом знаем.

2.            Конфликт поколений – пути преодоления.

3.            Как помочь студентам хорошо учиться.

4.            Культурные ценности моей семьи.

5.            Профессию выбрали студенты.

6.            «Общаться с ребёнком. Как?»

7.            Студенческая любовь или дружба.

8.            Родителей не выбирают. Умение быть родителем.

9.            Здоровый образ жизни семьи.

10.Трудными не рождаются.

11.Компьютер в жизни студента. «За и против».

15.          Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?

16.          Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.

17.          Одаренный ребенок в семье.

18.          Книга и ее роль в жизни семьи.

 

Приложение 4.

Кодекс студенческого лидера

 

Общее положение

Кодекс студенческого лидера (КСЛ) - это документ, который содержит перечень прав и обязанностей лидера студенческого самоуправления. Он направлен на улучшение взаимодействия лидера с администрацией и родителями. Основными задачами КСЛ являются внедрение конструктивных изменений в систему самоуправления в учебных заведениях, а также определяет качества, знания и навыки, которыми должен обладать лидер для эффективной работы. Лидер - это тот, кто:

- был выбран на эту должность не случайно, а на основе демократических выборов в студенческом коллективе;

- подходит к выполнению этой работы по всем критериям;

- обладает основными качествами, нужными для успешного выполнения своих функций;

- может сплотить вокруг себя команду, идущую к одной цели;

- имеет авторитет на всех уровнях деятельности, на которых ему приходится работать;

- умеет пресекать в себе развитие "звездной болезни";

- прошел обучение основам организаторской деятельности и постоянно

- самосовершенствуется.

Права и обязанности лидера

Лидер своими действиями и поступками должен отстаивать и защищать свои честь и достоинство, права и свободы, а также тех, кем он руководит, исполнять обязанности, возложенные на него обществом, и придерживаться общепринятых норм и правил, в чем быть примером для окружающих.

Между правами ученического лидера и правами студента существует некоторая разница, так как у лидера больше прав и полномочий, а значит и больше обязанностей, связанных с ними.

Лидер имеет право:

- представлять свой техникум, структуру самоуправления на разных уровнях управления, в общественных организациях, прессе;

- на свободу мысли, слова, выбора;

- на реализацию общественных идей и инициатив, направленных на улучшение демократии техникума и развитие студенческого самоуправления;

- на внимание и поддержку со стороны администрации учебного заведения, общественных организаций педагогов и родителей;

- на защиту собственных прав, как со своей стороны, так и со стороны районных (городских) советов старшекурсников, других вышестоящих инстанций;

-на организацию собраний актива техникума, использование помещений техникума, техники, других средств для организации работы органов студенческого самоуправления.

Лидер не имеет права:

- собирать деньги с обучающихся своей группы на мероприятия, которые не финансируются со стороны администрации или родительского комитета.

- использовать занимаемую должность в своих целях.

 

Обязанности студенческого лидера, его функции, полномочия

 

Лидер обязан:

- вести активную работу в жизни техникума, района, города;

- быть примером для остальных;

- поддерживать дружеские отношения в своем коллективе;

- выполнять свои прямые обязанности и помогать выполнять их другим;

- работать на благо своей команды.

- ставить общее дело выше собственных дел

- понимать права и обязанности, полномочия при принятии решений как со стороны администрации и родителей, так и со стороны самого лидера;

- если лидер понимает свои права, он может требовать их реализации и защиты;

- придерживаться правил и норм деловой этики.

 

Настоящий лидер знает:

- свои обязанности, права и полномочия;

- основы психологии, социологии, правоведения, теории управления, ораторского мастерства;

- основные правила организации деятельности коллектива;

- опыт своих предшественников, а также коллег из других техникумов.

 

Настоящий лидер умеет:

- выделять среди своего актива самых старательных и желающих работать, привлекает их к работе и стимулирует их успехи;

- владеть методами убеждения, конструктивной дискуссии;

- сплотить людей в одну команду;

- не только высказываться, но и выслушивать других;

- работать с документацией и специальной литературой для повышения своей квалификации.

 

Настоящий лидер обладает такими качествами:

- активность, дисциплинированность, организованность, пунктуальность;

- сдержанность, уважительность, толерантность;

- культура общения и поведения, коммуникабельность, творческий подход.

 

Приложение 5.

Методика изучения удовлетворённости студентов жизнью техникума

(Андреев А.А.)

Прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен

 

- Я иду в техникум с грустью.

- В техникуме у меня обычно хорошее настроение.

- В нашем техникуме хороший классный руководитель.

-К нашим преподавателям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

- У меня есть любимый преподаватель.

- В группе я всегда могу высказать свободно своё мнение.

- Я считаю, что в нашем техникуме созданы все условия для развития моих способностей.

- У меня есть любимые предметы в техникуме.

-Я считаю, что техникум по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

-На летних каникулах я скучаю по техникуму.

 

Приложение 6.

 

Тест «Какие Вы родители»

Ответив искренне на вопросы, Вы сможете узнать, насколько правильный тон Вы выбрали во взаимоотношениях с детьми.

 

1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребёнок уже с детства был чистюлей?

2. Поощряете ли вы своего ребёнка, когда он приносит домой (делает что-то хорошее) хорошую оценку?

3. Умеете ли вы правильно своему ребёнку на вопросы, связанные с взаимоотношением полов?

4. Знаете ли вы точно, что ребёнок должен, а что не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?

5. Целуете и гладите вы своего ребёнка и после того, как ему исполниться 7 лет?

6. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети сами поддерживали порядок в своей комнате?

7. Способны ли вы в присутствии ребёнка признать свою ошибку?

8. Уважаете ли вы право ребёнка на личную тайну (письма, дневники, и т.д.)

9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «А вот в моё время» или «Ребёнок должен держать язык за зубами»?

10. Делитесь ли вы своими радостями и горестями?

11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребёнку смотреть телевизор?

12. Спрашиваете ли вы у ребёнка, как он проводит свободное время?

13. Если бы кто-нибудь придумал робота-воспитателя, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы вы такую машину?

14.  Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних?

 

Если совпали ответы, то ставите 1 балл

1 – нет, 2 – нет, 3 – да, 4 – да, 5 – да, 6 – нет, 7 – да, 8 – да, 9 – нет, 10 – да, 11 – нет, 12 – нет, 13 – нет, 14 – нет.

 

Интерпретация:

I-2 балла. Роль родителей освоена Вами не вполне: вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

3—5 баллов. Ваш результат не из лучших: не будьте так жестки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что - то решать и самостоятельно.

6- 8 баллов. Средний результат, свидетельствует о неустойчивости вашей позиции. Порою Вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.

9-11 баллов. Думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.

II-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора своим детям - от Вас они легко научатся правильному отношению к жизни и ее проблемам.

14 баллов. Поздравляем? Вы можете считать себя великолепными родителями! Если Вы работаете педагогам, значит Вы на своем месте в жизни, а если Вы не педагог, значит, вашим детям просто очень повезло.

 

 

Методика «Моя семья»

Сначала напишите, с кем вы живёте: отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы, возможные ответы: 1- конечно, да, 2- видимо, да, 3- не знаю, 4- видимо, нет, 5- конечно, нет.

 

1.Сердятся ли родители, если вы спорите с ними.

2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий.

3. С кем вы советуетесь в вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение.

4. Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель был несправедлив по отношению к вам.

5. Часто ли родители вас наказывают.

6. Часто ли родители ссорятся друг с другом.

7. Верно ли, что у вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи.

8. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают «Нельзя».

9. Бывает ли так, что родители настаивают на том, Чтобы вы не дружили с кем-либо из ваших друзей.

10.Кто является главой вашей семьи: мать или отец.

11.Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей.

12. Часто ли родители разговаривают с вами резким, грубым голосом.

13.Кажется ли вам, что у вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями.

14. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах.

15. Считают ли вас родители капризным ребёнком.

16. Часто ли родители хотят, чтобы вы всё делали по их желанию, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше вас.

17. С кем в семье вы больше всего общаетесь.

18. Часто ли родители не одобряют дела, которые организует школа.

19. Наказывали ли вас более сурово, чем других детей.

20. Бывает ли, что один из родителей говорит что-то плохое о другом родителе.

21.Верно ли, что у вас нет постоянных домашних обязанностей.

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

ПОДГОТОВКА К ПЛАНИРОВАНИЮ

 

АНКЕТА «Ваши впечатления. Ваши предложения»

(анкета для студентов группы)

 

Допишите, пожалуйста, предложения:

1.            Самые прекрасные впечатления в прошлом учебном году у меня оставили...

2.            Чтобы в группе было интереснее, надо …

3.            Из проведенных мероприятий в группе, техникуме мне больше всего понравилось …

4.            Я буду рад, если …

5.            Больше всего я разочаровался в …

6.            Если бы я был классным руководителем, то

7.            Если бы я был директором техникума, то …

8.            Я смогу участвовать в подготовке …

Анкеты анализируются с классным руководителем, а наиболее понравившиеся идеи и критические замечания выносятся на всеобщее обсуждение.

 

Приложение 8

 

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы.

План воспитательной работы – это перечень задач и дел с группой или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года).

План должен отражать программу воспитания школьников, принятую в школе и в стране.

 

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ФОРМА ПЛАНА

Целесообразно внести в план работы классного руководителя такие разделы:

- демографическая и психолого-педагогическая характеристика группы;

- план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела с группой;

- работа с преподавателями и родителями;

- индивидуальная работа с трудными студентами.

В плане следует записать 2-3 приоритетные задачи на период планирования и сделать план-сетку, который может выглядеть по-разному:

 

Содержание, методы,

формы работы

Сроки

выполнения

Исполнители

Отметки о выполнении

 

Может быть и такая форма перспективного плана на год:

 

Направления

Коллективная

работа

Индивид.

работа

Работа с преподавателями

Работа с родителями

Внешние

связи

Учение

Общение

Образ жизни

Здоровье

Досуг

 

План на семестр может быть примерно таким:

 

Сроки

Содержание работы

Примечания

1 сентября

Урок «Я – Чебаркулец»

Коллективная подготовка

6-11 сентября

Организационное классное собрание.

Организационное собрание родителей.

Индивидуальные беседы

с обучающимися, родителями

13-18 сентября

Беседа «Как лучше учиться?»

Консультации с преподавателями

Предварительно получить диагностические данные

20-25 сентября

Поездка-поход в лес, к художественному историческому памятнику

Индивидуальные беседы

27-2.10

День школы и учителя - праздник

По плану ЧПТ

4-9 октября

«Как ценить и уважать себя?»

Предварительно получить

данные диагностики

11-23

октября

«Октябрь уж наступил». Вечер-праздник.

Коллективная подготовка

25-3.11

Беседы с преподавателями об успеваемости.

Уборка техникума. Беседа о правилах безопасности на каникулах.

Индивидуальные встречи с обучающимися, родителями.

 

Еженедельно планируются и проводятся информационные часы по рекомендациям:

(Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов, //Сборник нормативных документов МО РБ, июль 2003 г.)

 

Цели воспитания на уровне группового сообщества определяют, отдавая предпочтение тому или иному средству воспитания или создавая комплексную программу воспитания.

Наиболее предпочтительными могут стать:

- включение студентов в различного рода творческую деятельность;

- приобщение студентов к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;

- включение студентов в современные формы хозяйствования;

- организация культурно-досуговой деятельности и др.

В плане работы классного руководителя наряду с целями формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели, которые позволяют достичь поставленной цели.

Основными задачами в деятельности педагога могут быть следующие:

Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности студентов в группе.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.

Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников.

Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни,

ясных целей пребывания в техникуме и после его окончания.

Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции,

самоуправления и самовоспитания.

Классный руководитель определяет цели и задачи с учетом целевых установок техникума, параллели групп, мнения обучающихся и их родителей, исходя из особенностей группы, специфики его жизнедеятельности.

Начинающий классный руководитель должен внимательно изучить систему мероприятий группы в предыдущие годы.

В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям техникума и группы.

Внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими.

Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с историей страны, города,

района, самого техникума и т. д.

При выборе форм и способов работы классный руководитель должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и их родителями в ходе коллективного планирования.

Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности

 

  •   Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога) читать далее

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения